СОБОР РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутреннее  убранство  не  поддаётся   описанию,-  войдя , ты  стоишь  и  с  удивлением оглядываешься  по  сторонам,  рассматривая  многочисленные  фрески  на  евангельские   и  библейские  сюжеты.  Устремлённые  ввысь  колонны  не  обременены  лепниной, даже  модульоны  и  розетки  на  карнизах столбов  и  стеки  объемно  сымитированы   росписью. Архитектуру этого  памятника, воплотившего  в  себе не  только барочные и  классические  формы, но  и такие древнерусские  приёмы,  как  пятиглавие нелегко  уместить  в  узкие  рамки, поэтому  я  попытаюсь   наиболее  полно  её  охарактеризовать.

    Главный  престол  храма  посвящён Рождеству Пресвятой  Богородицы, правый – апостолам Петру  и  Павлу,  левый – Николаю Чудотворцу. Церковь  сложена из  красного большемерного  кирпича  и  оштукатурена. Объёмно – планировочная   структура  храма  относится  к  соборному  типу:  её  основу составляет  кубовидный, трёхсветный, четырёхстолпный  четверик, перекрытый  системой  парусных  сводов с  распалубками  и  световым  пятиглавием. С  трёх  сторон  вход  в  храм  предваряли портики тосканского ордера. На  ширину восточного  фасада устроен  трёхабсидный  алтарь,  покрытый  высокой  конховой  крышей.  Над четырёхскатной  кровлей  возвышаются  цилиндрические  световые  барабаны,  прорезанные  арочными  окнами с  замковыми  камнями  и  обработанные  пилястрами. Крупные  луковичные главы были  покрыты « в  чешую» и  украшены звёздами.  Очень  изящно  выглядели  завершения  глав: их  конусы утончались до  такой  степени,  что  буквально  таяли  в  воздухе.

        По  высоте  фасады  имеют  разделение   антаблементом , опоясывающим собор по  всему  периметру  и  отделяющим  первый  ярус  от  второго  и  третьего. Такое  разделение   не  случайно:  нижняя часть  храма  при  обзоре  с  дальних  точек и  даже при  подходе  к  нему, как  правило, скрыта от  глаз, полностью  просматриваются  верхние, объединённые   общим  композиционным  решением, ярусы. Тем  самым нижний, более  массивный  ярус играет роль подиума  для  верхней,  открытой для  обзора  части  сооружения. По  вертикали  стены   четверика имеют  трёхчастное  деление  пилястрами;  западный   и  восточный  фасады поделены  на  равные  прясла, на  южном  и  северном выделяется   центральная, более  широкая  часть в  две  световые  оси.

         На  уровне первого  яруса   убранство  храма решено  в  строгих  формах, обьединённых между  собой повторяющимися

   элементами, прежде  всего  крупным  рустом: стены  членятся массивными  рустованными  пилястрами,  лучковые  оконные  проёмы обрамлены наличниками  с « ушами»,треугольными  сандриками    и фигурными подоконными  фартуками. Наличники окон перекликаются с  северными и  южными  порталами, руст  которых  дублирует дверной  арочный  проём.  По  неизвестным  причинам  дверной  проём   на  западном  фасаде лишён украшений   и  только  рама  для иконы  над  входом  отмечает  плоскость  стены  между  пилястрами.

         Верхняя часть  четверика заметно  отличается  от  нижнего яруса  большей  стройностью и  особым  изяществом.  Рисунок  всех  лепных  капителей очень  тонко  проработан, но  волюты и гирлянды имеют нюансные  различия, видимо  они  выполнялись разными  бригадами  лепщиков.  Фасады венчаются  антаблементом  с  широким  фризом – поясом   и  многопрофильным  карнизом.  Над  каждой  пилястрой антаблемент согласно  барочной  традиции  слабо  раскрепован, здесь  пластика фасадов  обогащается  лепными  розетками, размещёнными  на  накладных  досках  фриза.

          Арочные  окна второго  и  третьего  ярусов  находятся  в  тесном  контакте с  горизонтальными  элементами  фасадов  и  друг  с  другом. Наличники  окон  второго яруса  света устойчиво  опираются  на  карниз своими  длинными  боковыми  стойками, образующими  книзу  подобия  пьедесталов. Барочная  пластика наличников производит  эффект   тщательной  скульптурной  работы.        

          Торжественному образу  здания  полностью  отвечает  его внутреннее  убранство. Главную роль  здесь  играет  монументальная  живопись, сохранившаяся и по  сей  день. Живописные  композиции(ныне  утраченные) размещались  и  на  фасадах, издалека  встречая подходящих  к  храму  прихожан. Однако  при попадании внутрь впечатление  от  увиденного превосходило  все  ожидания. Свет, льющийся из  трёх  ярусов окон  и  барабанов,  освещает  интерьер,  в  котором  стены, столбы  и  своды  сплошь  покрыты темперными росписями высокого  художественного  уровня. Живопись  на  евангельские  сюжеты  в академической  манере. Полы  в  соборе  были  выполнены  из  чугунных  плит.

           Такой  облик  храм  имел в начале ХХ  века, таким   он запечатлён    на  фотографиях  этого времени. В  одном  ряду  с  Катунским  собором стоит  расположенная  в  сорока  километрах северо – западнее  одноимённая  церковь в селе Нижний  Ландех Ивановской  области.  Судя  по  общим  принципам объёмно  -пространственной  композиции,  эти  церкви  строились  в  одно  время, но храм  в  Катунках, видимо продолжал  достраиваться  и  далее, приобретая  облик, всё  более  близкий  к  классике.

 

Страничку оформила ученица  9  класса Малыгина  Виктория

По материалам книги В.В. Коваля "Храмы села Катунки"

Предыдущая

Hosted by uCoz